Новости и публикации

Тревога и пафос

Случай в практике консультирования: человек открывает для себя новую область деятельности. Вначале освоение происходит с энтузиазмом, но при первой неудаче открыватель получает настолько сильный тревожно-панический заряд, что теряет не только интерес к новой области, но и переживает нечто вроде «потери-разрушения себя».

В чем дело, почему такое происходит? Обратим внимание на характерные моменты.

У открывателя есть пафос (и даже идея), но нет опыта - что, в принципе, естественно. На начальном этапе представление о новой области - будь то инвестирование или маленькое собственное дело - больше напоминают рекламный проспект или маркетинговую сказку. Открыватель делает ставку не на изучение, а.. на желаемый результат. Настраивается - радикально, фанатично, мобилизуя всего себя, время и силы - на достижение «финиша».

Тем самым он пытается перепрыгнуть из точки А в точку F, минуя промежуточный путь -B-C-D-E-… Эту попытку провоцируют «мотиваторы-эксперты», которые позиционируют себя «в точке F»: «я тот кто на вершине, я это сделал легко, на раз-два-три. Хочешь узнать как - плати и смотри!».

Но такое работает при решении простых конкретных задач типа «как настроить компьютер». Чем сложнее проект - тем сложнее дистанция от начала до финиша. Реальный опыт возникает именно на отрезке «-B-C-D-E» в результате обучения, проб и ошибок, дающих область промежуточных результатов, о которых реклама молчит или бубнит типа «проконсультируйтесь со специалистом». «-B-C-D-E» и есть индивидуальный, аутентичный опыт - путь, который никто не пройдет за человека и который определенно влияет на разброс результатов на финише.

Область «-B-C-D-E» можно еще назвать областью переходного опыта из А в F: это не всегда линейный трек, скорее поисковая кривая, состоящая из ошибок, сомнений, случайных попаданий, «одиночеством перед задачей», эврик… Здесь появляются «прототипы», варианты, ошибки, наброски, эскизы, озарения, которые становятся фундаментом для реальных действий и решений.

Если переходный опыт заблокирован, табуизирован по причине страхов и тревог - открыватель заменяет его на готовое, чудесное решение - сверхмотивацию.

Откуда берётся сверхмотивация? Ее раздают на каждом интернет-углу - как флаеры в день распродаж, скидок и прочее. Вау-финиш-картинка желаемого результата вызывает адреналиновую атаку и… нетерпение. Финиш в твоих руках, смотри как близко!

Нетерпение подкрепляется иллюзией легкого и быстрого повторения достижений эксперта-мотиватора, за которым невидим сложный переходный опыт (если он есть…). Иллюзия анестезирует открывателю не только сомнения, но и чувство реальности в целом.

Возможно здесь, вначале и происходит размытие границ между открывателем и экспертом. «Освобождение» от «-B-C-D-E» производит эйфорию «вдохновения». Но это пока открыватель пытается натянуть сверхмотивационную сову на глобус реальности. В случае неудачи «потеря себя» выходит на первый план, связывается с «ошибкой», хотя на самом деле все произошло раньше.

Смещение контакта с реальным на контакт с воображаемым - следствие мотивации, продающей «успех». Человек с вытесненным «-B-C-D-E» принимает показ финишного флажка за откровение. Хочу такую же картинку, хочу в точку F!!! Кстати, «A-F» «помогатели» ведут адептов именно к F, игнорируя его - да и свой - «-B-C-D-E». Прыжковая терапия.

Запрет учиться - следствие идеализации финиша. Комфортнее следовать за предлагаемым мотивирующим образцом. Ремесло - продать мотивацию так, чтобы ее купили как смысл…

Переходный опыт - не вершинный, не вау-экспертный. Там часто и Акелла промахивается. Разброс большой и работа законов статистики. О том, что финиш понятие условное - молчат его презентаторы. Но картинка хорошо работает, вытесняет переходный опыт и делает невозможным самоанализ. Но возможным - паническое слепое самонаказание. На адреналине. Финал - демотивация. Если картинка не удалась, если я не на вершине - зачем все это? Кризис смысла - неужели по дороге к финишу его потеряли? Дайте новую картинку…

Получается интересная ситуация. Человек обменивает опыт «-B-C-D-E» на мотивирующую картинку, значок F, который сам по себе - всего лишь адреналиновый триггер. Что производит этот триггер, кроме эйфории? Панику, тревогу, которая следует по пятам «мотивированного». При первой неудаче заряд остается - меняется лишь знак: радость мгновенно превращается в страх. Контрастный опыт вызывает шок.

На адреналине рискованно заходить в «-B-C-D-E». При первой ошибке или просто случайной погрешности адреналин «повышает обороты» ожиданий и мешает спокойно осмотреть «задачку». Поэтому переходный опыт плохо сознаваем через мотивацию к «финишу».

Получается следующее: чтобы получить контакт с переходным опытом, нужно вернуться к себе. Чтобы вернуться к себе - нужно снизить адреналин и ожидания. Чтобы «нацелиться на успех» - нужно себя и переходный опыт заменить на эксперта и финишную картинку.

Переходный опыт трудно презентовать, поскольку он совершается вместе с человеком. Его нет, пока человек стоит и он появляется, когда человек движется.

Итак, о чем речь?

Подмена переходного опыта адреналиновой мотивацией приводит к висящему на финише дамоклову мечу и последующей демотивации.

Неизвестность трудно атаковать уверенностью и мотивацией.

Умение делать неизвестное понятным необходимо развивать.

Путь «-B-C-D-E» является существенным только для того, кто его проходит. Он становится продуктивным, если существуют его градации. Например: исходник, эскиз, прототип, обкатка, тестирование образец, доводка, результат…

Переходный опыт функционален при обратной связи. Он не требует «вау-решений», здесь ценно структурирование возникающего опыта.

Мотиватор совершает «ошибку выжившего»: если «А-B-C-D-E-F» описывается как «А-F» - достоверно ли такое описание? Возможно ли опыт «-B-C-D-E» описать «F-языком»?

Мир это прототипы - но он невидим, если смотреть на него через презентацию успеха.
Made on
Tilda