Психолог Вениамин Гудимов
персональный сайт
Новости и публикации

Внезапный лабиринт...

Минуту назад ваш близкий был радостен и полон жизни, но сейчас потемнел, ушел в себя и игнорирует окружающих. Непонятно что случилось, на вопросы не отвечает, на лице маска грусти или злости. Естественная ваша реакция - удивление, шок, возмущение, тревога. Но ваши эмоции лишь усугубляют злость и печаль того, кто демонстрирует нетипичное, непонятное поведение. Что делать?

Сталкиваясь с нетипичным поведением близкого, важно удержаться от двух крайностей: благодушия и негативизма. Благодушие - “все хорошо” - живет надеждой на то, что все будет нормально и закрывает глаза на проблемы. Негативизм - “все плохо” - напротив, стращает ужасными картинами и, тем самым, порождает ответную тревогу и злость с вашей стороны. Стоит раствориться в этих переживаниях - "нетипичных близких" станет уже двое...

В нетипичном состоянии способность к совладанию со своими эмоциями и быстрому понимаю действий другого снижена, поэтому "нетипичный близкий" замыкается и стремиться дистанцироваться от других.

Когда вы видите, что ребенок ведет себя грубо, раздраженно, копирует кого-то - необходимо настроить, найти, подкорректировать способ обратной связи с ним. Попробуйте снизить степень своей опасности для него, разгрузить ситуацию, помочь прийти в себя и донести свое восприятие его слов, но желательно без агрессивной оценочности - а как попытку понять его состояние и его послание. В то же время не требуйте от него автоматической правильности.

Если он «заведен» или напряжен - лучше дать время остыть, не переводя проблему в область выяснения «кто круче в семье» и т.п. Потом, когда ум будет включен, можно поговорить об этом - причем лучше использовать короткий разговор, помогающий не найти виноватого, а найти определенное решение.

В любом случае избегайте повышения эмоциональных «ставок» в ситуации, когда ребенок выбирает не совсем удачный ход, способ реагирования и взаимодействия с вами. Попробуйте вместе с ребенком - только не затягивая, а коротко и конструктивно - обозначить ситуацию и поговорить. Понимая, что его возможности осознания и ваши - отличаются.

Это естественная ситуация - когда ребенок вызывает у родителя чувство удивления и беспомощности. Не стоит сразу наказывать ребенка за то, что вы упустили момент и понимайте, что старое уже не работает. Ищите новый способ общения с ним, разговора и взаимодействия. Если применять к нему меры, которые работали раньше - есть риск, что с ними он останется "законсервированным" тревожным существом. Если вы понимаете, что ребенок вырос и стал немного старше - стоит тоже вырасти в своем понимании его переживаний, историй и надежд, обновить способы реагирования на ситуации.

Со временем ребенок будет демонстрировать более сложные формы поведения: уважать, но спорить с вами; любить, но отстаивать свое "наивное" право и границы; убеждать в том, что вы считаете смешным или глупым, иногда советовать вам и по делу... В любом случае у вас есть выбор: раздражаться, обижаться, давить, наказывать (падая самому в детскую позицию) - или развиваться вместе с ребенком.

Выйти из лабиринта прошлых ошибок можно только вместе - но это тоже будет не идеальный путь.

Необходимо хранить связь с реальностью и контакт с временно «трудным», но таким вашим ребенком, понимать его историю жизни и ситуацию, которую он сейчас проживает.
Made on
Tilda