Психолог Вениамин Гудимов
персональный сайт
Новости и публикации

Раздражение и вопросы

Человек умеет раздражаться, есть у него такая особенность. На непредвиденные обстоятельства, погоду, шнурки, коллегу, себя самого. Раздражение - хитрая штука, возникает из-за одного фактора, а “выливаться” может на другой. Может делать вид, что оно само по себе самостоятельное, но вполне вероятно у "дрожания" существует причина.

Раздражение нуждается в контроле и понимании. Контроль необходим для того, чтобы вы управляли раздражением, а не оно - вами. Понимание - это про причины и умение "расшифровывать" сигналы раздражения.

Как работает раздражение?

Раздражение может начинаться с мелочей: еле заметного фактора неудобства или дискомфорта, который приходится терпеть, одновременно выполняя какую-либо деятельность. Человек может этого не замечать, скрывать - но фоново переживать дискомфорт и рост напряжения. Если фактор неудобства неустраним и человек не обладает ресурсами для компенсации дискомфорта - его состояние очевидно и явно меняется в сторону напряжения, нетерпения и злости. Здесь достаточно искры и еще одной мелочи - чтобы человек эмоционально "взорвался". Где-то такой "взрыв" помогает устранить неприятный фактор, где -то - наоборот, приводит к росту конфликтов в отношениях.

Можно заметить, что раздражение имеет два режима работы. Первый - режим "впитывания", "выдерживания" (терпения) неприятности, сопровождается аккумуляцией напряжения внутри. Второй - выплеск (сброс) накопившегося напряжения. В зависимости от силы напряжения и умения совладать с ней выплеск может напоминать взрыв вулкана, бои без правил, жесткие переговоры, шахматную игру или совместный мозговой штурм.

У каждого режима свой триггер.

Запускающий триггер - контраст между желаемым и действительным. Все то, с чем трудно или неприятно справляться. Сбрасывающий триггер - открывает сброс напряжения. Это может быть мелочь, не имеющая отношения к делу, та самая бабочка на штанге волка из "Ну погоди!" или же реальный фактор, который переполняет чашу терпения.

Искажение восприятия - особенность раздражения. Это стоит учитывать когда вы сами раздражены или взаимодействуете с раздраженным собеседником. Раздражение - это субъективное реальное переживание. Пример: голодного, тревожного человека раздражает все подряд, его способность различать реальность снижена. Раздраженный человек склонен преувеличивать, превращать простую ситуацию в лабиринт с минотавром. Другой воспринимается как тот самый минотавр, которого надо разоблачить и завалить как "виновника раздражения". После восстановления сил, способность различать реальность приходит в норму.

Смысл
В раздражении есть рациональное зерно - раздражение как бы подсказывает “что-то не так, как хочется”. Но проблема в том, что это зерно определяется через "раздрай". Сочетание напряжения и искажения дает нетерпение, желание что-то сделать немедленно, наехать, избавится от напряга в лице внешней "причины". В итоге обоюдный сброс раздражения, скандал на пустом месте... и последующее сожаление, досада за случившееся.

Раздражение может указывать на то, что ваши требования, ожидания от человека не всегда могут быть реализованы этим человеком. Но человек - неидеальное существо, которое не любит соответствовать ожиданиям. Иногда человек совершает поступки, на основании которых мы идеализируем его... и злимся, когда он ведет себя “не правильно”. Если сближать ожидания с реальностью - поводов к раздражению станет меньше.

Какое послание несет ваше раздражение? Кто его адресат и о чем оно? Что оно требует и насколько другой может выполнить эти требования? Не напоминает ли оно ультиматум, не оставляющий выбора? Что хочет раздражение? Подобные вопросы помогают прояснить смысл раздражения и как-то адаптировать его к реальности.

Впрочем, не получается ли так, что раздражение - это пластинка, шаблон, который копируется за референтами, друзьями или близкими? В какой ситуации вы научились этому и что можно сделать, чтобы разучиться?

Говорить о раздражении - стоит, убедившись что человек в состоянии воспринимать вас. Хорошо, если ваше сообщение будет простым, доступным и легким для понимания. Именно решение, а не раздувание проблемы типа “ты делаешь не то, что мне нравится, а то что мне нравится - не можешь делать, от этого я раздражаюсь…”.

Короче, не стоит превращать в монстров ни себя ни другого, лучше сохранять контакт с реальностью, снижать “громкость” и договариваться на основе существующего конструктивного опыта, понимая несовершенство окружающих.
Made on
Tilda