Когда ребенок "зеркалит" родителя по отношению к нему самому - это вызывает тревогу, удивление или раздражение типа «как ты смеешь!».
Но это закономерно: ребенок собрал в свой поведенческий "архив" образцы ваших действий, выражение лица, голосовые интонации, жесты, характерные слова, походку, эмоциональный регистр и способы реагирования... Ваш ребенок видел вас разным - в том числе таким, о котором не хотелось вспоминать.
Когда количество «насмотренного» переходит в качество - ребенок пробует его использовать. Причем он играет не только родительские шаблоны, но и то, что можно скопировать у сверстников, более старших ребят, даже учителей и знакомых взрослых. Плюс интернет, видео ролики, соц сети. Понятно, что шаблоны бывают разными.
Наблюдая, можно увидеть как ребенок собирает свой поведенческий конструктор, из каких элементов. Этот конструктор может работать как в автоматическом, бездумном режиме - так и в осознанном, корректируя шаблоны, адаптируя их к реальности.
На практике можно видеть, когда ребенок просто слепо воспроизводит жест, слово, явно копируя кого-то. Причем - если быть честными - родитель может заметить похожую привычку и у себя.
Здесь конечно можно наорать, надавить, испугать, сгустить краски, показать кто круче и сильнее - но в этом случае следует понимать, что и эти шаблоны, реакции ребенок тоже запомнит и при случае попробует воспроизвести. К тому же есть риск, что давление просто вытеснит проблему, не решит ее. Ребенок так и не поймет смысла вашей реакции - поскольку она сложная: там есть и ваша растерянность и злость. Получается, вы наказываете его за свою растерянность, беспомощность… и одновременно пытаетесь заставить выполнить вашу директиву.
Другой вариант - остановиться и попробовать снизить напряжение. Подумать как возможно восстановить контакт. Понять ребенка - о чем он? Вообще - что происходит? Если это попытка повтора определенного образца поведения - и в этом повторе вы узнаете что-то от себя или от другого - можно попробовать переиграть этот шаблон, только мягко и тактично. Это нужно для того, чтобы помочь и ребенку и себе выйти из воронки шаблонов, понять причину проблемы и найти решение вне конфликта.
Но это закономерно: ребенок собрал в свой поведенческий "архив" образцы ваших действий, выражение лица, голосовые интонации, жесты, характерные слова, походку, эмоциональный регистр и способы реагирования... Ваш ребенок видел вас разным - в том числе таким, о котором не хотелось вспоминать.
Когда количество «насмотренного» переходит в качество - ребенок пробует его использовать. Причем он играет не только родительские шаблоны, но и то, что можно скопировать у сверстников, более старших ребят, даже учителей и знакомых взрослых. Плюс интернет, видео ролики, соц сети. Понятно, что шаблоны бывают разными.
Наблюдая, можно увидеть как ребенок собирает свой поведенческий конструктор, из каких элементов. Этот конструктор может работать как в автоматическом, бездумном режиме - так и в осознанном, корректируя шаблоны, адаптируя их к реальности.
На практике можно видеть, когда ребенок просто слепо воспроизводит жест, слово, явно копируя кого-то. Причем - если быть честными - родитель может заметить похожую привычку и у себя.
Здесь конечно можно наорать, надавить, испугать, сгустить краски, показать кто круче и сильнее - но в этом случае следует понимать, что и эти шаблоны, реакции ребенок тоже запомнит и при случае попробует воспроизвести. К тому же есть риск, что давление просто вытеснит проблему, не решит ее. Ребенок так и не поймет смысла вашей реакции - поскольку она сложная: там есть и ваша растерянность и злость. Получается, вы наказываете его за свою растерянность, беспомощность… и одновременно пытаетесь заставить выполнить вашу директиву.
Другой вариант - остановиться и попробовать снизить напряжение. Подумать как возможно восстановить контакт. Понять ребенка - о чем он? Вообще - что происходит? Если это попытка повтора определенного образца поведения - и в этом повторе вы узнаете что-то от себя или от другого - можно попробовать переиграть этот шаблон, только мягко и тактично. Это нужно для того, чтобы помочь и ребенку и себе выйти из воронки шаблонов, понять причину проблемы и найти решение вне конфликта.