Новости и публикации

Контакт поколений

Когда родители не понимают своих детей, они не понимают последствий, которые сами порождают. Свежий пример из консультационной практики: конфликты взрослеющего сына и не желающего взрослеть отца. Но крики, угрозы, аффекты «быстро, а то…» уже не работают. Или работают, но ценой ухудшения отношений. В чем здесь дело? Чтобы ответить на сей вопрос – поговорим о культуре взаимоотношений, а конкретнее – об установках узнавания, восприятия поколениями действий друг друга. 

Пояснительная метафора вышесказанного. Взять текстовый редактор, на котором я набираю этот текст. Если стоит жирный шрифт, бесполезно пытаться изменить его, надписывая разные слова, цифры, рисунки и пр. Нужно изменить поле – и тогда опция шрифта изменится. Поле невидно – но то, что в нем прописано, задает формат набираемому тексту. Текст – видим. 

В процессе работы у меня как-то сложилась следующая типология установок:

I. Перспектива: познание, отношения создают потенциал движения вперед, поискового развития. Вариативность, широкий коридор поддержки и принятия. Позитивные априори и пр. Диалогичный контакт.

II. Контроль: попытка контролировать настоящее через повторение правильного шаблона и соответствие образцу. Коридор сужен: «делай как надо». Акцент на рецептах и деталях, инструкции и пр. Монологичный контакт.

III. Наказание: попытка контролировать прошлое, блокировать погрешности через угрозу, критику, наказание. Негативная мотивация – нужно делать, чтобы не произошло чего-то плохого. Вместо поддержки – угроза найти компромат и наказать. Припоминаются прошлые ошибки, делаются выводы что настоящее будет таким же. Будущего фактически не существует и в него не верят – оно слишком негативно и похоже на прошлое. Монологичный и ассиметричный контакт.

IV. Аврал: попытка выскочить из прошлого в будущее – не имея фундамента и ресурсов. Все срочно-важно, низкий КПД, устаревшие представления друг о друге и пр. Мало смысла, много стресса. Угрозы и декларации. Контакта имитируется.

Для иллюстрации представим метафорическую ситуацию, например когда маленький ребенок строит высокий дом из кубиков и тот разваливается. Не получается с первой попытки построить. Варианты реагирования родителя:

Родитель-аврал: паника и сверхтребования: ты должен через 5 минут сделать две башни, иначе катастрофа!!! Исключат! Позор! Сделай это для меня! Соберись! Я заставлю тебя! Переход на личности, угрозы, поощрения, обещания. Вынужденность, ответственность во вне – это «они» придумали, «из-за тебя все» и пр.

Родитель-наказатель: презумпция вины – косорукий, плохо делаешь, сколько раз можно тебе это показывать, устал я тебе объяснять! Приоритет: почувствовать власть, оценить-принизить и предъявить сверх-требования. Над тобой все уже смеются. Сейчас снова все развалится у тебя.

Родитель-контролер: оценка-шаблон. Надо делать раз-два-три. Сначала вот это, потом вот это потом вот это. Сделай, проверю. Молодец. Дальше. Вспомни как правильно! Конфетка и кнут. Детализация. Помни, как я тебе говорил. Стой, сейчас проверю. Переделай здесь – может развалиться. Так. Стой – здесь. Дальше. Правильно.

Родитель-перспектива: обучение через диалог – вопрошаение: чем конструкции отличаются? Поисковая, исследовательская деятельность. А если так? А если так? Упали – ничего, ты понял причину? Как тогда и что лучше? Генерация. Конструирование реальности совместно, из информации – а не из реакций. Сотрудничество.

Ситуация с кубиками - прекрасный повод понаблюдать и задуматься о совершенствовании своих родительских стратегий и целесообразности собственных реакций в настоящем. Особенно, если ребенок ждет вас в культуре перспективы, а вы засели в культуре наказания.

PS: Эти четыре поля - хороший фильтр для осознания свои внутренних стратегий самомотивации. К примеру, если вам нужно сделать нечто, а вы по инерции воспроизводите культуру наказания по отношению к себе – демотивируя себя вместо самопознания и исследования реальности. 
Made on
Tilda