Если Вы столкнулись с кризисной ситуацией (например, болезнью ребенка), у вас выбор: адаптироваться к ситуации или бежать от нее.
Адаптация - это принятие реальности (конкретного происходящего), синхронизация модели ситуации, четкого понимания картины расстройства (диагноза), смысла ваших действий.
Бегство - это лебедь, рак и щука, упивающиеся обидами и насмешками. Эти эмоции разделяют вас - в тот самый момент, когда нужны силы каждого.
Адаптация происходит легче, если вы умеете поддерживать друг друга, принять неизбежные погрешности в действиях и видеть положительные моменты. Объединять, а не противопоставлять усилия друг друга. Настраивать точность действий - не все сразу получается, нужно время и внимание.
Здесь полезна конструктивная обратная связь - когда можно говорить и обсуждать трудные моменты, оставаясь здесь и теперь, в настоящем. Не падать в страдания о прошлом. Мотивировать друг друга к действию в настоящем.
Адаптация будет неэффективной, если вы циклитесь на негативных оценках, критикуете, переходите на личность, перегружаете внимание друг друга несущественными для решения задач эмоциями и претензиями. Нужен разговор по делу. Не та ситуация, чтобы пылить, цеплять друг друга за больные места и пр. Пожалуйста, научитесь отфильтровывать потоки своих эмоций и слов. И озвучивать только то, что действительно поможет и будет работать в этой ситуации.
Общий план ситуации поможет координировать усилия и делегировать друг другу действия. Для этого необходимо найти время и поговорить, обмениваться информацией (регулярно), составить согласованное понимание ситуации: особенности ребенка, взгляд врачей, прогнозы, варианты и смысл ваших действий, критические моменты - все, что нужно учитывать для того, чтобы справиться с ситуацией, не допустить ухудшения. Быть функциональным и уметь оказывать помощь ребенку (и друг другу), реагировать на рецидивы, понимать риски и последствия тех или иных шагов.
Поскольку ситуация действительно критическая - на первый план выходит эффективное, конструктивное действие, на второй план - ваши переживания, тревожные фантазии и пр. Постарайтесь не смешивать мысль и переживание, если они блокируют друг друга. Там где нужно мыслить и действовать - мыслите и действуйте. Когда переживания накопятся - найдите время и выговоритесь с теми, кому доверяете.
Условие успешной адаптации - ОБУЧЕНИЕ. Для оказания помощи ребенку лично Вам придется немного поучиться, ознакомиться с научной профильной литературой, освоить непонятную сначала область знания. Осваивать на своем уровне, не становиться дублером врачей - но это даст возможность понимать их язык, понимать особенности своего ребенка. Такое обучение лучше делать совместно, корректируя свои «инсайты» со специалистами.
Условие успешной адаптации - общение и контакт с друг другом, включая ребенка. Возможно, вам придется учиться разговаривать друг с другом, слушать и слышать, понимать. Что важно - контакт поможет найти общую деятельность, через которую адаптация и происходит.
Следует помнить, что в большинстве случаев эмоциональные вспышки провоцируются растерянностью при попытке решить ситуацию «в лоб», «силой»; виной, беспомощностью и непониманием, что происходит и что возможно сделать. Именно поэтому стоит уделить время обучению, заглянуть в статьи и немного почитать тематическую литературу, чтобы быть в курсе. Желательно - по рекомендации специалистов. Чтобы ваши усилия были осознанными.
Избегайте (при возможности) полного растворения в болезни ребенка. Важно выделить время для своих дел, которые помогут прийти в себя, восстановят силы. Реанимация ресурсов и отношений происходит легче - если есть возможность сменить на время среду и выйти погулять (одному или вместе), в кафе, на природу, плавание, массаж и пр. Для эффективного восстановления сил необходимо договориться друг с другом о сигналах, когда поддержка нужна, когда один может подменить другого. Алкоголь желательно минимизировать - в таких ситуациях он может провоцировать эмоциональные вспышки, которые трудно контролировать.
Важно понимать, где справится один, где вдвоем и какие конкретно усилия лучше объединить, а где - можно доверить друг другу. Усилия должны работать в рамках общего плана действий, в котором прописаны все варианты ситуаций: желательные, проблемные и критические. Нужен план действий на каждый вариант - чтобы не придумывать по ходу.
Ценность настоящего - ключевое условие адаптации. Сфокусируйте свое внимание на том конкретном, что сейчас и завтра нужно сделать. Избегайте падения в прошлое, замутнения настоящего обидами, воспоминаниями, фантазиями, угрозами. Отрешитесь от эмоций - чтобы настроиться на то, что сейчас нужно делать. Не стоит тыкать пальцем в соломинку в глазу другого - лучше просто найти чистую воду для глаз. Минимизируйте конфликт позиций. Научитесь оказывать вербальную помощь, когда другого «накроет», «унесет», «замкнёт» и т.п.
Кризисная ситуация - это латентный перегруз внимания и нервной системы. Нормально, что порой внимание плавает, становится суженным, ум теряет критичность, эмоции берут вверх. В таких ситуациях хорошо работает терпение (понятно, в определенных рамках) и восстановление сил. Когда вы помогаете друг другу оставить ошибку, прийти в себя и научиться действовать более сфокусировано. Именно поэтому - при регулярной неадекватность друг друга - нужно держаться вместе и помогать быть более действенным. Поддерживать, помогать видеть ошибки и удачные действия.
Еще раз - вы столкнулись с неожиданной, трудной, странной и возможно непонятной ситуацией, которая внушает тревогу и страх, обиду и злость. Если ее сделать прогнозируемой, принимаемой, понятной и решаемой - будет легче справиться. Для этого нужна интеграция, согласование усилий каждого из вас. Возможно, это тоже что-то новое в вашей жизни. Ведь трудности либо учат и сплачивают - либо страшат и разрушают по одному. В кризисной ситуации важно координировать действия, обмениваться наблюдением - так, чтобы картинка ситуации была актуальной и помогала прогнозировать.
Итак, формула адаптации: "принятие и поддержка + общая модель и обучение + контакт и действие в настоящем + восстановление сил".
В завершение - пара историй из практики.
Плохая история
Ребенок заболел тяжелым заболеванием. В семье не оказалось единства. Каждый согласно своим амбициям считал свое мнение правильным, свои эмоции - истинными. Совершал действия, обесценивающие действия других членов семьи. При болеющем ребенке члены семьи могли выяснять отношения, орать друг на друга, унижать, подозревать в недобрых намерениях и пр. И не заметили ухудшения состояния ребенка, а когда заметили - продолжили склочный сценарий. В итоге ребенок чуть не погиб - поскольку никто не заметил существенных деталей, каждый был занят «своим». Ситуацию получилось по краю вырулить - пригласив специалистов по уходу.
Хорошая история.
В семье случилось несчастье - один из родителей, гуляя с ребенком, по невнимательности допустил попадание ребенка под электричку. В результате ребенок получил травму ноги. Ребенка выписали из больницы - самое время заняться реабилитацией. Но родственники почему то выбрали склоки: они объединились и стали травить «виновника». Все силы уходили на разборки, выяснение степени вины, истерики и угрозы. В итоге виновник запил и чуть не потерял работу. Ребенок деградировал в депрессии и страхе перед реальностью. После работы психолога семья сумела перефокусировать внимание на конструктивную деятельность, направленную на развитие ребенка и помощь «виновнику» в прощении и возращении к совместным усилиям. Они просто увидели друг друга в настоящем. И начали работать сообща.